аспирант
Представлена методическая модель развития социокультурных умений студентов в процессе обучения аудированию на английском языке средствами виртуального музея. Новизна исследования обусловлена его теоретической направленностью, описанием конкретной методической модели. Методы исследования: анализ, сравнение, описание, обобщение, теоретическое моделирование. Модель содержит в себе следующие компоненты: целевой, теоретический, технологический, оценочно-результативный блоки. Представленная модель основана на сочетании личностно-деятельностного, компетентностного, межкультурного, социокультурного подходов. Сформулированы и описаны принципы обучения, методы, педаго- гические условия, развиваемые социокультурные умения, критерии их оценивания. Отражены этапы процесса развития социокультурных умений студентов.
методика обучения английскому языку, виртуальный музей, социокультурные умения.
1. Пак Л.Е., Крюкова А.А. О возможностях использования программ с искусственным интеллектом в обучении иностранному языку // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2024. Т. 16, № 2 (70). С. 81–95. DOI:https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2024-2/081-095
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. 4-е изд., стер. Москва: Академия, 2009. 268 с.
3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-метод. пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. Москва: Дрофа, 2008. 312 с.
4. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Изд. 4-е, стер. Москва: Либроком, 2022. 264 с.
5. Титова С.В. Цифровая методика обучения иностранным языкам: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2024. 248 с. (Высшее образование) // Образовательная платформа Юрайт: [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/531883 (дата обращения: 21.01.2025).
6. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: типология и функциональная специфика. Москва: Экон-информ, 2014. 160 с.
7. Смирнова Т.Б. Виртуальный музей в современном культурно-информационном пространстве // Музей. 2010. № 8. С. 24–26.
8. Будник А.С. Виртуальные туры по музеям как эффективное средство обучения иностранным языкам // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 11. С. 2894.
9. Гвазава В.И. Виртуальный музей в вузовском образовании // Мир русского слова. 2014. № 3. С. 99–102.
10. Николаева Е.В. Виртуальные музеи как информационно-обучающая среда в курсе английского языка для специальных целей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10-1 (64). С. 206–208.
11. Таранова Т.Н. Виртуальные музейные технологии и современный образовательный процесс // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сб. науч. тр. VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию (Казань, 27 мая – 09 июня 2020 г.). Ч. IV. Казань: Казанский (Приволжский) федер. ун-т, 2020. С. 129–135.
12. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 1992. 528 с.
13. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. 8-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2015. 363 с.
15. Тарева Е.Г. Подготовка студентов к социокультурной и социолингвистической вариативности межкультурной коммуникации // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: матер. III Международного научного конгресса / под ред. Е.В. Полховской. Симферополь: Ариал, 2018. С. 58–63.
16. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы): учеб. пособие. Москва: Икар, 2018. 336 с.
17. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1981. 186 с.
18. Черкасов А.К. Номенклатура социокультурных умений, развиваемых посредством веб-форума // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 134–139.
19. Бердичевский А.Л., Гиниатуллин И.А., Тарева Е.Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе: учеб. пособие для повышения квалификации преподавателей иностранного языка в вузах и для магистрантов – будущих преподавателей вузов. 2-е изд., стер. Москва: Флинта, 2020. 368 с.