Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается проблема активного использования студентами вузов иноязычной лексики в повседневной речи и методы формирования культуры речи у молодежи в контексте воспитательной работы. Цель исследования – выявить источники употребления заимствованной лексики студентами и разработать эффективные учебные материалы по регулятивности данного явления. Методы исследования включали наблюдение за речевым поведением студентов, теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Результаты исследования показали, что активное использование студентами иностранных слов обусловлено как внешними социокультурными факторами (влияние глобализации, Интернета, массовой культуры), так и внутренними психологическими потребностями молодежи (желание самоидентификации, стремление к престижности). Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении проблемы использования заимствованной лексики студентами с позиций соответствия нормативно-правовым актам российского государства, требований педагогической науки и разработки рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в вузе. В заключении представлены инструменты (задания), которые расширяют представления учащихся об особенностях речевого поведения в той или иной ситуации общения. Понимание данных особенностей речевого поведения студентов и дальнейшее изучение влияния заимствований на формирование их языковой личности позволяют говорить о перспективах дальнейшего исследования: детальной разработке учебно-методических материалов по развитию культуры речи у учащихся в условиях языковой глобализации; выявлении роли педагога в предупреждении чрезмерного использования студентами иностранных слов и т.д. Результаты исследования могут быть применены в практике профессиональной подготовки будущих педагогов, в деятельности молодежных центров по воспитательной работе, а также в преподавании дисциплин, направленных на развитие коммуникативной компетентности студентов.

Ключевые слова:
воспитание, культура речи, русский язык, заимствованная лексика, педагогика, языковая компетентность, эффективная коммуникация, образовательные технологии, воспитательная работа
Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.07.2024 № 1734-р // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. 2024. URL: http://publication.-pravo.gov.ru/document/0001202407050032?index=1 (дата обращения: 03.07.2024).

2. Бекасов М.Д. Переводческий аспект лакунарности (на материале английского и русского языков): автореф. дис. … канд. филол. наук. Москва, 2012. 18 с. EDN: https://elibrary.ru/ZOLPLX

3. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 888 с.

4. Сайко Д. «Язык всегда сам разбирался, какие слова ему нужны, а какие – нет»: интервью с Владимиром Пахомовым – научным сотрудником Института русского языка РАН // Лайфхакер: [сайт]. 2024. URL: https://lifehacker.ru/russkii-yazykzaimstvovaniya/ (дата обращения: 11.07.2024).

5. Лешкова О.О. «Свой среди чужих»: к вопросу об адаптации заимствований (на материале современного польского языка) // Язык, сознание, коммуникация: сб. науч. ст. Вып. 38. Москва: ООО «МАКС Пресс», 2009. С. 135–145.

6. Лотте Д.С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. Москва: Наука, 1982. С. 9–106. EDN: https://elibrary.ru/VUPXFZ

7. Ширяев Е.Н. Культура речи // Русский язык: энциклопедия / под ред. Ю.Н. Караулова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 2008. 703 с.

8. Сулима И.И. Смыслы формирования языковой культуры педагога // Язык и культура. 2023. № 64. С. 273–291. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/64/15 EDN: https://elibrary.ru/ALBUUQ

9. Мухаметзянова Г.В., Надеева М.И. Гуманитаризация – ключевая идея преодоления кризиса образования. Казань. ИССО РАО, 1997. 116 с.

10. Борзова Т.А. Основы моделирования содержания дисциплины «Речевые практики» для студентов высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 33–36. DOI:https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-104-33-36 DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-33-36; EDN: https://elibrary.ru/SQXCCI

11. Борзова Т.А., Криницкая М.Ю. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык в деловом общении» в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12, № 4 (45). С. 13–16. DOI:https://doi.org/10.57145/27128474_2023_12_04_02 EDN: https://elibrary.ru/ABCDJM

12. Гришина И.А. Педагогические условия формирования речевой культуры студентов гуманитарного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2001. 18 с. EDN: https://elibrary.ru/NLXDOZ

13. Борзова Т.А. Рабочая программа дисциплины (модуля) «Русский язык в деловом общении» // Владивостокский государственный университет: [сайт]. URL: https://reg.vvsu.ru/pdf/rpd.php?id=2152157618&pln=23496 (дата обращения: 05.07.2024).

14. Коновалова Ю.О., Криницкая М.Ю. Рабочая программа дисциплины (модуля) «Деловая коммуникация в поликультурной среде» // Владивостокский государственный университет: [сайт]. URL: https://reg.vvsu.ru/pdf/rpd.php?id=2151859854&pln=20589 (дата обращения: 05.07.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?