сотрудник
Хабаровск, Хабаровский край, Россия
сотрудник
Хабаровск, Россия
сотрудник
Хабаровск, Россия
В статье рассматриваются вопросы формирования и управления региональными брендами в контексте медицинского туризма. Возрастающая роль медицинского туризма в современных общественных отношениях вызывает неизменный исследовательский интерес. Авторами проведен анализ этого сектора, как за рубежом, так и в России. Развитие медицинского туризма зависит от комплекса факторов и, в том числе бренда самой территории. В связи с этим в качестве главной цели статьи стало выявление и оценка взаимосвязи между следующими параметрами: брендом территории, туризмом, наличием медицинских кластеров в рамках данной конкретной дестинации, а также социальными и экономическими результатами их взаимодействия. В заключении рассмотрены несколько перспективных, по мнению авторов, направлений совершенствования медицинского туризма.
брендинг, бренд территории, туристская дестинация, аттракция, медицинский туризм
1. Агафонов Н. С. Брендинг территорий в России: проблемы и возможности // Молодой ученый. 2019. № 14 (252). С. 79–81. EDN: https://elibrary.ru/RZIDUQ
2. Аксенова Е. И., Петрова Г. Д. Рекреационный потенциал медицинского туризма // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. 28 (4). С. 1180–1185. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1180-1185; EDN: https://elibrary.ru/UCGHUA
3. Ананченкова П. И., Камынина Н. Н. Некоторые аспекты развития медицинского и лечебно-оздоровительного туризма // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, № 4. С. 605–609. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-4-605-609; EDN: https://elibrary.ru/SIFMAJ
4. Ананченкова П. И., Шегай М. М. Мотивация и потребительские предпочтения в медицинском туризме // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и и истории медицины. 2022. № 30 (6). С. 1236–1239. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-6-1236-1239
5. Ананченкова П. И. Информационно-коммуникационные системы как фактор развития медицинского туризма // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2022. № 3. С. 40–43. DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2022.03.007; EDN: https://elibrary.ru/HCBTSR
6. Ассоциации медицинского туризма. URL: https://www.health-tourism.com/medical-tourism/associations/ (дата обращения: 12.07.2024).
7. Бодрова О. А. Мурманская область в поисках региональных брендов: к вопросу о теории и практике территориального брендирования // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. № 2 (16). С. 20–42. DOI: https://doi.org/10.25702/KSC.2307-5252.2019.10.2.20-42; EDN: https://elibrary.ru/NHPDQQ
8. Гельман В. Я. Диспропорции развития здравоохранения и медицинский туризм // Медицина. 2017. № 4. С. 21–32. EDN: https://elibrary.ru/YPSZMW
9. Карпова Г. А., Игнатьева Т. А. Состояние и перспективы развития въездного медицинского туризма в Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 1 (133). С. 85–89. EDN: https://elibrary.ru/HREQOH
10. Косолапов А. Б., Бобрынова Е. В. "Проблемы и перспективы развития медицинского туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона" // Ассоциация медицинского туризма и экспорта ме- дицинских услуг // URL: http: //www.medical-russia.ru (дата обращения: 13.09.2024).
11. Кривенко Н. В., Цветковым А. И., Кичем Д. И. Медицинский туризм как фактор эффективного использования потенциала регионального здравоохранения // Народонаселение. 2022. Т.25. № 4. С 136–150. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.4.12; EDN: https://elibrary.ru/JPKZUT
12. Кузнецов А. А., Мельникова Н. А. Возможности использования локальных марок в продвижении территории: от идентификации к коммуникации // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2024. Т.10. № 1. С. 34–44. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9346-2024-10-1-0-3; EDN: https://elibrary.ru/EZVYVZ
13. Латышева А. А. Анализ тенденций и перспектив развития медицинского и лечебно-оздоровительного туризма в Санкт-Петербурге // Журнал правовых и экономических исследований. 2023. № 1. С. 167–173. DOI: https://doi.org/10.26163/GIEF.2023.60.71.025; EDN: https://elibrary.ru/HGBDKD
14. Меркулов О. Ю., Лядов К. В. Климин В. Г., Мальцева Ю. А., Полушкин В. Г. Трансграничное страхование как способ формирования потока по медицинскому туризму: обзор возможностей и практик в Российской Федерации // Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8. № 3. С. 45–55. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-3-45-55; EDN: https://elibrary.ru/HAJKCF
15. Мухоморова И. В. Развитие туризма в регионах России: основные направления // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. Т. 10. № 4. С. 248–251. DOI: https://doi.org/10.23672/SAE.2023.19.42.001; EDN: https://elibrary.ru/BXCUWK
16. Петрова Г. Д. Медицинский туризм и экспорт медицинских услуг / ГБУ "НИИОЗММ", 2023. 91 с. EDN: https://elibrary.ru/VLLTLI
17. Петрова Г. Д., Аксенова Е. И., Социально-культурные компетенции координатора по работе с иностранными пациентами // Здоровье мегаполиса. 2022.Т.3. № 4. С.84–91. DOI: https://doi.org/10.47619/2713-2617.zm.2022.v.3i4;84-91; EDN: https://elibrary.ru/VOUQAB
18. Почему пациенты путешествуют и что их останавливает: глубокий анализ процесса принятия решений в сфере медицинского туризма. URL: https://www.medicaltourismassociation.com/patient-survey-medical-tourism-ssociation?utm_source=MTA&utm_medium=homepage#Download-Section (дата обращения 12.07.2024).
19. Русских С. В., Тарасенко Е. А., Грин С. И., Югай М. Т., Крюкова К. К., Москвичева Л. И. Современные возможности экспорта медицинских услуг в России // Фармоэкономика. 2022. Вып. 15. № 2. С. 259–266. DOI: https://doi.org/10.17749/2070-4909/farmakoekonomika.2022.119
20. Саронова Т. Н., Яброва О. А., Шитова Д. Д., Ханеева М. А. Рынок туризма в мире и в России: современное состояние и перспектива развития // Наука Красноярья. 2023. Т. 12. № 3. С. 26– 43. DOI: https://doi.org/10.12731/2070-7568-2023-12-3-26-43; EDN: https://elibrary.ru/IKLYIJ
21. Тронева В. Е., Щёкин Г. Ю. Проблемы этики в медицинском туризме // URL:https://scinetwork.ru/sites/default/files/imagecache/photo-big/articles/previews/5252/5252-preview.png (дата обраще-ния: 28.10.2024).
22. Турция вошла в число мировых лидеров по доходам от туризма. URL: https://www.trtrussian.com/novosti/turciya-voshla-v-chislo-mirovyh-liderov-po-dohodam-ot-turizma-15180202 (дата обращения 14.07.2024).
23. Ункуров Э. Ю. Брендинг территорий: Зарубежный и отечественный опыт // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2020. № 2 (41). С. 65–71. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-7830-2020-41-65-71; EDN: https://elibrary.ru/SADVBN
24. Чернышев Е. В. Формирование маркетинговой стратегии выхода российской клиники на международный рынок // Маркетинг в России и за рубежом. 2022. № 6. С. 38–43. EDN: https://elibrary.ru/NMDFNA
25. Штольц Л. Ю. Медицинский туризм в России: дизайн социологического исследования и прогноза // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2023. Т. 23. Вып. 1. С. 28–32. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-1-28-32; EDN: https://elibrary.ru/HFTNXV
26. Юдина Н. Н., Мальгунова М. С., Чернышев Е. В., Петрова Г. Д. Международный опыт развития въездного медицинского туризма (экспорт медицинских услуг), включая потенциальных стран-доноров для Российской Федерации. Аналитический обзор // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. № 9–10. С.60–70. DOI: https://doi.org/10.26347/1607-2502202009-10060-067; EDN: https://elibrary.ru/ISJMSQ
27. Якубова Т. Н., Крюкова А. П. Территориальный брендинг как инструмент развития региона // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 484–488. EDN: https://elibrary.ru/TCVBER
28. Anchana Na Ranong, Viroj Na Ranong. The effects of medical tourism: Thailand’s experience // Bulletin of the World Health Organization. 2011. № 89 (5). P. 336–344. DOI: https://doi.org/10.2471/BLT.09.072249
29. Bloomberg Health-Efficiency Index. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-09-19/u-s-near-bottom-of-health-index-hong-kong-and-singapore-at-top (accessed 14.07.2024).
30. Medical Tourism Industry Valued at $100 billion; Poised for 25% Year-Over-Year Growth by 2025. URL: http://www.medicaltourismindex.com/2016-medical-tourism-industry-valuation/ (accessed 11.07.2024).
31. Why patients travel and what stops them: in-depth analysis of the decision-making process in the field of medical tourism. URL: https://www.medicaltourismassociation.com/patient-survey-medical-tourism-ssociation?utm_source=MTA&utm_medium=homepage#Download-Section (accessed 12.07.2024).



