сотрудник с 01.01.2006 по настоящее время
Россия
с 01.01.2019 по настоящее время
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
с 01.01.2020 по настоящее время
Россия
Технологии искусственного интеллекта (ИИ) уверенно входят в образовательную сферу, меняя привычные подходы к обучению и открывая новые возможности для студентов и преподавателей. Представлены результаты опроса студентов о восприятии ИИ и его применении в образовательном процессе. Опрошены 104 студента из трех российских го- родов. Результаты опроса продемонстрировали высокую заинтересованность студентов в использовании ИИ, особенно в задачах, связанных с автоматизацией рутинных процессов, по- иском информации и разработкой учебных материалов. При этом участники отмечают не- обходимость понимания ограничений ИИ и критического отношения к его результатам, что становится ключевым элементом цифровой грамотности. Присутствие среди респондентов студентов педагогического вуза позволило выявить не только общее отношение к ИИ, но и специфические ожидания будущих педагогов, а также их видение упрощения работы школьного учителя за счет выполнения типовых задач (проверка домашних работ, создание тестов, оформление презентаций и пр.) посредством ИИ. Одним из важных выводов исследования является признание работы с языковыми моделями как значимого надпрофессионального навыка, необходимого для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Понимание возможностей ИИ помогает студентам адаптироваться к цифровой образовательной среде и использовать современные технологии для повышения эффективности обучения и преподавания. Таким образом, использование ИИ в образовательной среде создаёт как новые возможности для персонализации обучения и развития творческих способностей студентов, так и вызовы, связанные с необходимостью выработки этических норм, цифровой компетентности и критического мышления.
искусственный интеллект, цифровизация образования, образовательный процесс, нейронные сети, языковые модели.
1. Искусственный интеллект: угроза или светлое будущее? URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyi-intellekt-ugroza-ili-svetloe-budushchee
2. Ковалева Н.Н. Проблемы и перспективы использования искусственного интеллекта в единой государственной информационной системе здравоохранения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2024. № 3 (158). С. 95–102.
3. Шевченко Л.М. Использование технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе учреждений СПО: проблемы и перспективы // Образование и проблемы развития общества. 2024. № 4 (29). С. 34–39.
4. Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года: утв. Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490. URL: https://ai.gov.ru/national-strategy/
5. ВЦИОМ: Внедрение искусственного интеллекта в бизнес выросло в два раза. URL: https://rg.ru/2024/12/12/vciom-vnedrenie-iskusstvennogo-intellekta-v-biznes-vyroslo-v-dva-raza.html
6. Павлюк Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С. 65–72.
7. Итинсон К.С. К вопросу о влиянии искусственного интеллекта на сферу современного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 299–301.
8. Ендовицкий Д.А. Университетская наука и образование в контексте искусственного интеллекта // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 121–131.
9. Вовк Е.В. Искусственный интеллект и цифровая педагогика как тренд современной образовательной среды высших учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 84–86.
10. Субботина М.В. Искусственный интеллект и высшее образование – враги или союзники // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24, № 1. С. 176–183.
11. Лызь Н.А. Системы искусственного интеллекта в сопровождении обучения и развития студентов // Педагогика информатики. 2023. № 1-2. С. 48–59.
12. Артемова Ю.В. Обучение говорению студентов неязыковых специальностей с помощью технологий искусственного интеллекта // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2024. № 2 (67). С. 207–215.
13. Лапина В.Ю. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 10-1 (85).
14. Арзютова С.Н. Использование chatgpt в обучении английскому языку // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 16. С. 37–45.
15. Работа с ИИ и креативность: VK Education назвала навыки года. URL: https://vk.company/ru/press/releases/11943/