Рассматриваются лексические инновации (неологизмы) – слова, воспринимаемые носителями английского языка как новые, обозначающие вновь появившиеся предметы или понятия, имеющие в семантике или структуре элемент новизны. Цель исследования – анализ лексических инноваций с точки зрения их распространения в сферах социальной жизни англоязычного общества. Методологической базой анализа лексических инноваций служат общенаучные (анализ, синтез, классификация) и собственно лингвистические методы (метод случайной выборки и наблюдения, лексико-семантический и контекстуальный анализ, интерпретация словарных определений). Предмет исследования – лексические инновации последнего десятилетия. Структурно-семантические, парадигматические, когнитивные особенности лексических инноваций представляют собой объект исследования. Научная новизна работы заключается в том, что проводится системное изучение путей и средств обогащения словарного состава английского языка путем сочетания методов лингвистического и социолингвистического анализа. Изучены лексические инновации с точки зрения их распространения в таких сферах социальной жизни англоязычного общества, как современные информационные технологии, социальные сети, экономика, пандемия. Анализ фактического материала показал, что основными способами образования лексических инноваций являются аффиксация, префиксация, аналогия и телескопический метод, сокращения, образование сложных слов. Полученные результаты позволяют утверждать, что наиболее распространенными являются телескопический метод совместно с методом аналогии (≈40 %) и метод образования сложных слов (≈40–45 %). Практическая ценность работы состоит в возможности применения ее основных результатов при подготовке лекционных курсов, учебных пособий и методических рекомендаций по лексикологии, когнитивной лингвистике, межкультурной коммуникации, а также на практических занятиях по английскому языку.
лексические инновации, неологизмы, словообразование, аффиксация, префикса ция, метод аналогии, телескопический метод, образование сложных слов, сокращения.
1. Тойтукова А.О. Лексические инновации в русском языке начала ХХI века (2000–2009 гг.): дис. ... канд. филол. наук. Абакан, 2010. 178 с.
2. Малинин Б.А. Текстообразование и контекстуально-аналогическое образование // Структура и функции межфразовых единиц. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1988. С. 140–148.
3. Тимофеев К.А. О некоторых признаках словообразовательной системы языка (на материале русского языка) // Актуальные проблемы лексикологии. Новосибирск, 1972. С. 198–204.
4. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование? Москва: Наука, 1965. 76 с.
5. Тимошенко Т.Р. Телескопия в словообразовательной системе английского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. Киев, 1976. 26 с.