Программа развития метакогнитивных качеств пятиклассников для результативности изучения математики
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена разработке программы развития метакогнитивных качеств пятиклассников для роста образовательных достижений в математике. Решается проблема недостатка психолого-педагогических средств повышения качества математического образования школьников, приведены научные данные о возможности разработки и реализации такой стратегии через развитие метакогнитивных качеств личности школьника. Содержание метакогнитивных качеств показано в контексте ресурса роста образовательных достижений школьников в математике. Программа апробирована в группе учеников пятых классов в одной из школ г. Владивостока в рамках проектной деятельности студентов-психологов по запросу администрации школы. Содержание уникальной программы с включением оригинальных вопросов позволяет воспроизвести ее для роста образовательных достижений других школьников.

Ключевые слова:
метакогнитивные качества, школьники, математика, вопросы, задания, развитие.
Список литературы

1. Филимонов В.А. «Ненавижу математику!» или когнитивная инфраструктура против когнитивного иммунитета // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2015. № 3. С. 214–220. EDN UYUGTF

2. Денисова Е.Г., Куприянов И.В., Гостева А.О. Личностные черты, эмоции и метакогнитивные навыки как предикторы субъективного благополучия субъектов образовательной деятельности в современных условиях // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20, № 4. С. 63–83. DOI:https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.4. EDN TOJCEK

3. Карпов А.В. Содержание и специфика микроструктурной организации процесса метамышления (статья первая) // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 17, № 2 (64). С. 272–287. DOI:https://doi.org/10.18255/1996-5648-2023-2-272-287. EDN GGUQQJ

4. Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг решения заданий на проверку знаний: психологические предикторы и связь с академической успешностью // Психологопедагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. С. 33–42. DOI:https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090404

5. Кинцель А.Е. Модель метакогнитивных навыков в решении учебных задач и критерии ее эффективности // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5, № 3. С. 218–228. EDN TYNETB

6. Заподойникова Е.В. Влияние нейропсихолого-педагогических игровых образовательных технологий на уровень развития метакогнитивных навыков и когнитивных способностей дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. Т. 13, № 3 (48). С. 51–64.

7. Tobias S., Everson H.T. Knowing what you know and what you don’t: further research on metacognitive knowledge monitoring // College Board Research Report. 2002. Vol. 3. New York, 2002. P. 1–5.

8. Влияние установки на чтение на стратегию чтения цифрового текста у учащихся старшего школьного возраста: результаты айтрекингового исследования / А.А. Берлин Хенис, А.Н. Пучкова, М.Ю. Лебедева [и др.] // Экспериментальная психология. 2023. Т. 16, № 2. С. 121–138. DOI:https://doi.org/10.17759/exppsy.2023160208

9. Чернявская В.С., Здор К.С. Образовательные достижения по математике: роль метакогнитивных ресурсов и самораскрытия способностей у школьников 4-го и 5-го классов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 3 (67). С. 222–232. DOI:https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/222-232. EDN YEPSUE

10. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля в возрастной психологии» // Вопросы психологии.1998. № 3. С. 19–31.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. Москва: Изд. группа «Прогресс», 1996. 344 с.

12. Чернов А.В. Рефлексия и психические состояния: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. С. 45–49. ISBN 978-5-00130-119-6

13. Переживания в разных видах деятельности: временная динамика и содержательная валидность / К.Г. Клейн, Д.А. Леонтьев, В.Ю. Костенко [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 47–57. DOI:https://doi.org/10.17759/pse.2019240505

14. Плеснявых Е.А. Задачи на разрезание и складывание фигур. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1738680500&tld=ru&lang=ru&name=Задачи_на_разрезание_и_складывание_фигур_5_класс_2.pdf (дата обращения: 12.01.2025).

15. Екимова М.А., Кукин Г.П. Е45 Задачи на разрезание. Москва: МЦНМО, 2002. 120 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?