сотрудник
Владивосток, Приморский край, Россия
Обсуждается проблема недостатка данных о мотивации подростка в контексте взаимосвязей фундаментальной экзистенциальной мотивации и школьной мотивации в условиях, когда существует взгляд на мотивацию как вариант манипуляции. Поставлена и достигнута цель уточнения психологических особенностей взаимосвязей экзистенциальной мотивации и школьной мотивации подростка. Раскрыт авторский взгляд на мотивацию как внутренний ресурс, а не внешний стимул. В рамках теоретического анализа показаны возрастные особенности развития личности, ведущих видов деятельности в контексте мотивации. Описаны варианты нарушения развития мотивации подростка – инфантилизм, выученная беспомощность. Эмпирическое исследование проведено на выборке N = 76 школьников 14–15 лет. Методы исследования: тест школьной мотивации В. Хеннига, тест экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле (Шумский с соавт.). Представлены результаты сопоставления экзистенциальных фундаментальных мотиваций (экзистенциальный анализ А. Лэнгле) и детализации учебных мотивов (В. Хеннига). Данные корреляционного анализа показали тесную взаимосвязь экзистенциальных и учебных мотивов подростков. Однако каждая фундаментальная экзистенциальная мотивация связана со школьными мотивами особым образом; они раскрывает сущность внутреннего ресурса личности подростка, в отличие от внешнего стимулирования.
подростки, школьная мотивация, экзистенциальная мотивация, взаимосвязь, внутренний диалог, возрастные особенности
1. Кривцова С.В. Самость, я и person: три аспекта развивающейся личности в экзистенциальном анализе // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сб. матер. XXIII Междунар. симпозиума (Москва, 11–12 апреля 2018 г.). Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2018. С. 25–40. EDN: https://elibrary.ru/XSEBLV
2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва: Тривола, 1998. 351 с.
3. Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 992 с.
4. Бережнова Д.Б., Пономаренко Е.А. Факторы формирования выученной беспомощности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 23–27.
5. Митин Г.В. Влияние негативных психоэмоциональных состояний педагога на поведение и состояния учащихся // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: сб. матер. IV Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Казань, 08–10 ноября 2023 г.). Казань: Изд-во ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2023. С. 416–421. EDN: https://elibrary.ru/MWOGBA
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Эксмо, 2006. 1136 с. EDN: https://elibrary.ru/QXPJBZ
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития. Москва: Академия, 2006. 144 с. EDN: https://elibrary.ru/QXPRIZ
8. Полякова И.В. Психологические особенности взаимосвязи уровня развития социального интеллекта и психической инфантильности подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023. Т. 23, № 2. С. 29–37. EDN: https://elibrary.ru/LQBIUM
9. Петренко Е.А., Митрухина С.В. Социальный инфантилизм как социальная проблема // Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова. 2023. № 4 (46). С. 101–105. EDN: https://elibrary.ru/YOZYVG
10. Грачев В.В., Попова Л.А., Ениколопов С.Н. Биопсихосоциальный подход к проблеме психического инфантилизма у подростков // Сибирский психологический журнал. 2012. № 43. С. 30–38. EDN: https://elibrary.ru/OWHBAP
11. Актуальные проблемы в сфере психологического здоровья студенчества: вызов пандемии COVID-19 / О.В. Волкова, О.А. Цветкова, А.Ю. Шадрина, А.В. Рупека // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2021. Т. 23, № 3 (87). С. 661–672. DOI:https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-661-672. EDN JLXXSN
12. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ свободы. О практическом и психотерапевтическом обосновании персональной свободы (Часть 2) // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 1. С. 119–139. DOI:https://doi.org/10.17759/cpp.2019270108 EDN: https://elibrary.ru/OZLEKE
13. Кривцова С.В. Вызовы неопределенности и становление внутренней прочности личности в процессе онтогенеза (экзистенциально-аналитический подход) // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 8. 14. Малахова В.Р., Чернявская В.С. Самораскрытие способностей подростка: от родительского отношения до академической успешности. Владивосток: Морской гос. ун-т, 2023. 187 с. ISBN 978-5-8343-1251-2. EDN SRPTEK
14. Попова Т.А. Экзистенциальная составляющая я-концепция подростка: теория и практика исследования // Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского. Москва, 2021. С. 284–294.
15. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Стратегии самомотивации: качество внутреннего диалога важно для благополучия и академической успешности // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 5. С. 6–16. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260501; EDN: https://elibrary.ru/QJLXRC
16. Кочунене Ю. Экзистенциальный взгляд на «трудного» подростка: возможность и пространство для терапевтических изменений // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 3. С. 89–95.
17. Hennig Werner. Lernmotive bei Schülern (Psychologische Beiträge. Heft 23). Volk und Wissen Volkseigener Verlag. Berlin, 1978. 96 р.
18. Лидерс А.Г., Хенниг В. Мотивы учения у школьников // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 161, 162.
19. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников) / под ред. С.А. Беличевой. Москва: Редакционно-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999, 115 с.
20. Диагностика экзистенциальной исполненности: оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций / В.Б. Шумский, Е.М. Уколова, Е.Н. Осин, Я.Д. Лупандина // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2016. Т. 13, № 4. С. 763–788. DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8918-2016-4-763-788; EDN: https://elibrary.ru/XWOPPZ
21. Malakhova V.R., Chernyavskaya V.S. Self-disclosure of the abilities of a teenager: from parental relations to academic success. Vladivostok: Marine State University; 2023. 187 p. ISBN 978-5-8343-1251-2. EDN SRPTEK