сотрудник
Поиск точек соприкосновения культуры Запада и Востока – одна из важных задач современного мира. Не последнюю роль в ее решении играет психология, осмысляющая значимые культурные паттерны с точки зрения процессов психики, единых для всех людей. Аналитическая психология, созданная Карлом Густавом Юнгом в первой половине XX в., представила свое осмысление мифов различных цивилизаций в контексте основных вех развития личности главного героя. По мнению последователей Юнга, многие из мифологических и исторических героев проходят особый путь индивидуации, который условно можно назвать постепенным объединением сознания и бессознательного. В процессе этого пути герой проходит через ключевые точки жизненного роста, встречая архетипы – единые для всего человечества матрицы универсальных образов, врожденные программы, влияющие на восприятие и развитие индивида. Конечной вехой пути индивидуации выступает Самость – центральный архетип, знаменующий высшую точку развития личности. Последователями аналитической школы психологии достаточно полно были проанализированы основные вехи жизни героев западного мира, в то время как биографии восточного эпоса были изучены меньше. Вместе с тем Юнг отмечал, что путь индивидуации представлен в жизнеописании Будды Гаутамы. Используя доступные источники, автор статьи предпринял попытку вычленить ключевые точки жизни Будды, чтобы наглядно доказать предположение знаменитого психолога. Проведен краткий анализ основных вех жизни Будды Гаутамы методом аналитической психологии, в результате чего была прослежена последовательная цепочка знакомства с архетипами на пути становления Самости. Новизна исследования представлена в его уникальности: последовательный анализ жизнеописания Будды Гаутамы в контексте аналитической психологии прежде в российской научной литературе не публиковался.
Карл Юнг, Будда, Самость, индивидуация, архетип, восток, буддизм, Иисус, миф
1. Уланов М.С. Евразийство, православие и буддизм. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evraziystvo-pravoslavie-i-buddizm
2. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. Москва: Мартис, 1995.
3. Юнг К.Г. Курс лекций «Психология и религия». URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4229/4233
4. Ранк О. Миф о рождении героя. URL: https://coollib.in/b/481364
5. Армстронг К. Будда: пер. с англ. Москва: Альпина нон-фикшн, 2017.
6. Исаева H.В. Майя / Институт философии РАН // Новая философская энциклопедия. Москва: Мысль, 2010.
7. Эдингер Э. Эго и архетип. Сознание и бессознательное в мифе, религии и культуре. URL: https://www.litres.ru/book/edward-f-edinger/ego-i-arhetip-soznanie-i-bessoznatelnoe-v-mife-religii-i-70754029/
8. Богданова А.Г. Образ дерева в юнгианском анализе. URL: https://www.b17.ru/article/obraz_dereva_v_yungianskom_analize/
9. Лалитавистара. Сутра о жизни Будды. Рождение: пер. с англ. Москва: Изд-во РРГУ, 2018.
10. Кусмидинова М.Х. Интерпретация образа реки в мифологии. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/115681/1/978-5-7525-4009-7_063.pdf
11. Дядык Н.Г. Практики самопознания в буддизме и современное философское образование // Социум и власть. 2020. № 4. DOI: https://doi.org/10.22394/1996-0522-2020-4-71-81; EDN: https://elibrary.ru/HBUQGU
12. Головко А.В. Инициация как ритуальная практика. URL: https://cyberleninka.ru/-article/n/initsiatsiya-kak-ritualnaya-praktika
13. Юнг К.Г. Феномен самости. Москва: АСТ, 2020.
14. Юнг К.Г. О психологии западных и восточных религий. Москва: АСТ, 2022.