Владивосток, Приморский край, Россия
сотрудник
Россия
сотрудник
Россия
сотрудник
Приморский край, Россия
Освещаются вопросы формирования экологической культуры как раздела наук об окружающей среде (области взаимодействия природы и общества) и интереса к экологи- ческим проблемам у студентов колледжей на примере Владивостокского государственного университета (ВВГУ). Проведен предварительный анализ экологической информированности студентов среднего профессионального образования (СПО) на примере колледжа сервиса и дизайна (КСД) и IT-колледжа (IThub Владивосток) Владивостокского государственного университета. Проведено анкетирование 333 студентов 1–3-го курсов вышеуказанных колледжей, обучающихся по широкому спектру специальностей. Оценивалось знание студентами экологических проблем современности, источников получения экологической информации; самооценка экологической заинтересованности и самообразования учащихся. Результаты исследований показали ряд общих тенденций: среди респондентов двух колледжей высок процент студентов, редко задумывающихся об экологических проблемах; в данных учебных заведениях большинство студентов оценивают свой уровень экологической компетентности как средний и занимаются самообразованием в области экологии эпизодически или редко. Значительное количество студентов двух колледжей (примерно 15–20 %) не смогли однозначно оценить свой уровень экологической компетентности. Научная новизна: на примере ВВГУ получены новые данные об отношении студентов СПО к вопросам экологии. Установлено, что отношение учащихся к окружающей среде не соответствует социальным требованиям; собственная экологическая компетентность не воспринимается студентами как значимая в их самообразовании. Практическая значимость: полученные результаты свидетельствуют о необходимости уделять больше внимание развитию экологической культуры и экологическому просвещению студентов СПО, активизировать различные формы их научно-исследовательской и проектной деятельности и ряд других инструментов. Оценка степени информированности и заинтересованности учащихся колледжей в решении экологических проблем.
экология, экологическая информированность, экологическая культура, экологи- ческое образование, Владивостокский государственный университет.
1. Игнатов С.Б. Экологическая компетентность в контексте образования для устойчивого развития // Образование и наука. 2011. № 1 (80). С. 22–32. EDN: https://elibrary.ru/NEKTXF
2. Куманина Н.Ю. Социально-экологическая компетентность как педагогическая категория в системе среднего профессионального образования // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021. № 3 (48). С. 16–20. DOI:https://doi.org/10.37386/2413-4481-2021-3-16-20 EDN: https://elibrary.ru/LKFMWZ
3. Ермаков Д.С. Педагогическая компетенция формирования экологической компетенции учащихся: дис. … д-ра пед. наук. Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2009. 405 с. URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-kontseptsiyaformirovaniya-ekologicheskoi-kompetentnosti-uchashchikhsya (дата обращения: 29.11.2023). EDN: https://elibrary.ru/QEAHWP
4. Матвеева А.В. Формирование экологической компетентности учащихся средствами проектной технологии // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie- ekologicheskoy-kompetentnostiuchaschihsya-sredstvami-proektnoy-tehnologii (дата обращения: 27.11.2023).
5. Глазачева А.О. Экологическая компетентность как интегративный компонент личности будущего дизайнера // Электронное периодическое научное издание «Вестник Международной академии наук. Русская секция». 2013. № 1. С. 65–68. EDN: https://elibrary.ru/RQDMVP
6. Орешкина Т.А., Забокрицкая Л.Д., Адюкова О.А. Анализ уровня профессиональной экологической компетентности служащих в публичных органах власти Свердловской области // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 3. С. 153–174. EDN: https://elibrary.ru/RKZQFU
7. Магамедов З.А. Формирование экологической компетентности учащихся СПО // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 216–218. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00090; EDN: https://elibrary.ru/NETYVZ
8. Позднякова А.И., Добротворская С.Г. Развитие на интегративной основе экологической культуры студентов в процессе изучения естественно-научных дисциплин // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2023. № 2. С. 36–51. DOI:https://doi.org/10.35231/18186653_2023_2_36 EDN: https://elibrary.ru/QWYTSB
9. Дряхлова О.В. Разработка опросника для определения уровня экологической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации // Мир педагогики и психологии: международный научно- практический журнал. 2017. № 12 (17). С. 36–44.
10. Руденко И.В., Наумавичюте К.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 273–275. EDN: https://elibrary.ru/YWKXET
11. Колледж сервиса и дизайна. URL: https://www.vvsu.ru/about/divisions/-academic/dep/id/1080
12. Колледж информационных технологий ВВГУ IThub Владивосток. URL: https://vvsu.ithub.ru/#specs
13. IT-колледж (IThub Владивосток). URL: https://www.vvsu.ru/about/divisions/-academic/dep/id/1070 (дата обращения: 27.11.2023).
14. Ярусова С.Б., Иваненко Н.В., Штабной И.П. Оценка экологической компетентности студентов среднего профессионального образования IT-профессий (на примере Владивостокского государственного университета) // Приоритетные направления развития науки и технологий: доклады XXXIII Междунар. науч.-практ. конф.; под общ. ред. В.М. Панарина. Тула: Инновационные технологии, 2023. С. 138–139. ISBN 978-5-6048512-7-2 EDN: https://elibrary.ru/YATCWB
15. Гордеева И.В. Анализ эффективности экологического образования учащихся колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4(25). С. 80–84. EDN: https://elibrary.ru/YTHGGT
16. Штабной И.П., Ярусова С.Б., Иваненко Н.В. Изучение экологической информированности студентов среднего профессионального образования на примере Владивостокского государственного университета // Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы (Год педагога и наставника): матер. VII Междунар. науч.- практ. конф. (Новокузнецк, 8 декабря 2023 г.). Кемерово: ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева», филиал КузГТУ в г. Новокузнецке, 2023. С. 154–156. ISBN 978-5-00137-428-2 EDN: https://elibrary.ru/NMUGQM
17. Невзоров Б.П., Невзоров Т.Б. Некоторые теоретические и исторические аспекты экологического просвещения в СМИ // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 18–27. EDN: https://elibrary.ru/YRICPD
18. Минаева О.О. Роль СМИ в освещении экологических вопросов // Молодой учёный. 2019. № 19 (257). С. 337, 338. EDN: https://elibrary.ru/MPUAUN
19. Лукашевич О.Д., Савёлова П.Д. Экологическая восприимчивость студентов регионального технического вуза и ее диагностика // Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование: сб. матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. (Биробиджан, 30 апреля 2022 г.). Биробиджан; 2022. С. 52–57. EDN: https://elibrary.ru/UXHFFX
20. Ярусова С.Б., Михина И.С., Иваненко Н.В. Межвузовские обменные программы как один из механизмов реализации непрерывного экологического образования // Материалы Всерос. конф. по экологическому образованию – 2022 (2–3 ноября 2022 г.). Томск: Интегральный переплет, 2023. С. 127, 128.