сотрудник
Россия
Рассматриваются теоретические аспекты применения технологии чат-ботов в образовательном процессе с особым акцентом на терминологию. Цель исследования заключается в систематизации существующих понятий и предложении подхода к характеристикам обучения с использованием чат-ботов. Проведен анализ и конкретизация терминологии, что позволяет уточнить и расширить понимание роли чат-ботов в образовательных контекстах. Результаты работы включают в себя обзор практических примеров использования чат-ботов как в университетском образовании, так и частном секторе; демонстрируют возможности чат-ботов в совершенствовании не только предметных, но и надпредметных навыков у студентов. Приведены кейсы успешного применения чат-ботов для поддержки учебного процесса, улучшения взаимодействия между студентами и преподавателями, повышения мотивации и творчества в учебном процессе. Работа проводилась путем исследования научно-методической литературы. Для достижения целей работы были использованы методы теоретического анализа, синтеза, систематизации, сравнения и конкретизации. Результаты исследования позволяют сделать выводы о перспективах и эффективных практиках внедрения чат-ботов в образовательные системы. Работа открывает новые перспективы для эффективного использования чат-ботов в обучении, акцентируя внимание на их потенциале в улучшении качества образовательного процесса. Новизна исследования заключается во введении понятия «обучение с использованием технологии чат-бот». Результаты работы могут быть применены как в теоретической, так и практической педагогике.
чат-бот, цифровизация образования, образовательные технологии, интерак- тивное обучение, чат-бот-приложение, автоматизация учебного процесса.
1. Титова С.В., Староверова М.В. Этапы цифровизации языкового образования в XX–XXI вв. // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. С. 31. DOI: https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-2; EDN: https://elibrary.ru/UBIXJF
2. Капустина Л.В., Ермакова Ю.Д., Калюжная Т.В. Chat GPT и образование: вечное противостояние или возможное сотрудничество? // Концепт. 2023. № 10. С. 119–132. URL: https://doihttps://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11099 3. Лавриненко И.Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. № 12 (2). С. 18–25. URL: https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-18-25
3. Есина Л.С. Внедрение чат-ботов в преподавание и изучение иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). С. 201–204. URL: https://doihttps://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-2105-201-204 EDN: https://elibrary.ru/HASKMD
4. Гречихин С.С. Дистанционное обучение с помощью образовательных чат-ботов в современных мессенджерах // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 66–68. DOI: https://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0903-0014; EDN: https://elibrary.ru/YIHQUJ
5. Kooli C. Chatbots in education and research: a critical examination of ethical implications and solutions // Sustainability. 2023. № 15. URL: https://doi.org/10.3390/su15075614 EDN: https://elibrary.ru/VPWOJZ
6. Aleedy M., Atwell E. Using AI chatbots in education: recent advances, challenges and use case // Artificial intelligence and sustainable computing: proceedings of ICSISCET. 3rd International Conference on Sustainable and Innovative Solutions for Current Challenges in Engineering & Technology ICSISCET. 13–14 ноября 2021. Springer Singapore, 2021. С. 661–675. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-19-1653-3_50
7. Что такое боты – определение и описание // Официальный сайт Лаборатории Касперского. URL: URL:https://www.kaspersky.ru/resource-center/definitions/what-are-bots
8. Симакова А.Е., Алексеева Г.А. Использование чат-бота в мессенджерах // Россия молодая: сб. матер. XII Всерос., науч.-практ. конф. молодых ученых с международным участием. Кемерово, 2020. URL: https://https://science.kuzstu.ru/wpcontent/Events/Conference/RM/2020/RM20/pages/Articles/21124.pdf EDN: https://elibrary.ru/CKFFCM
9. Салаватова Ю.В., Костомарова А.С. Технологии создания чат-ботов с помощью онлайн сервисов // Наука молодых – будущее России: сб. науч. ст. 4-й Междунар. науч. конф. перспективных разработок молодых ученых. В 8 т. 2019. С. 158–162. EDN: https://elibrary.ru/UJDQLN
10. Ибрагимова З.М., Ткаченко А.Л., Джамалдинова М.А. Использование чат-ботов в образовательном процессе // Pedagogical Journal. 2022. Т. 12, вып. 6A, ч. II. С. 741–746. DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.98.45.029; EDN: https://elibrary.ru/OYWICR
11. Кадеева О.Е., Сырицына В.Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. 2020. (10). С. 45–53. URL: https://doi.org/10.32517/2221-1993-2020-19-10-45-53 EDN: https://elibrary.ru/UQLYTR
12. Глотова М.Ю., Самохвалова Е.А. Перспективы внедрения чат-ботов в образование // Школа будущего. 2020. № 4. С. 72–87. EDN: https://elibrary.ru/SFXMGY
13. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник ТГУ. 2023. № 1. С. 66–71.
14. Милявская Н.Б. Практические рекомендации по использованию чат-ботов в процессе обучения иностранным языкам // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2023. № 4 (20). С 112–120. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/26dec2023/kvo411/ EDN: https://elibrary.ru/TAAGTM
15. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средство формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 2. С. 386–394. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394; EDN: https://elibrary.ru/ABFJQP
16. Биккулова О.С., Ивкина М.И. Чат-бот в методике преподавания РКИ // Мир русского слова. 2021. № 1. С. 91–96. DOI: https://doi.org/10.24411/1811-1629-2021-1-91-96; EDN: https://elibrary.ru/ZOVLFB
17. Игонина Е.В. Об особенностях организации дистанционного тестирования обучающихся с помощью чат-ботов // E-Scio. 2020. № 12 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-organizatsii-distantsionnogotestirovaniya-obuchayuschihsya-s-pomoschyu-chat-botov
18. Тищенко А.А. Разработка чат-бота в качестве виртуального помощника для мотивации студентов к получению профессии // Эргодизайн. 2021. № 2 (12). С. 141–144.
19. Маркова Г.А. Образовательный потенциал цифровой программы-собеседника «чатбот» в управлении развитием креативности студентов // Pedagogical Journal. 2022. Т. 12, вып. 6A, ч. II. С. 850–856. 21. Чат-бот СПбГУ ответит на вопросы о поступлении в Университет. URL: https://abiturient.spbu.ru/news/chat-bot-spbgu-otvetit-na-nbsp-voprosy-o-nbsppostuplenii-v-nbsp-universitet/ DOI: https://doi.org/10.34670/AR.2022.79.80.103; EDN: https://elibrary.ru/WAOUDQ
20. В состав приемной комиссии СЗИУ РАНХиГС вошел бот с искусственным интеллектом. URL: https://spb.ranepa.ru/news/v-sostav-priyomnoj-komissii-sziu-ranhigsvoshyol-bot-s-iskusstvennym-intellektom/
21. Randall N. A survey of Robot-Assisted Language Learning (RALL) // ACM Transactions on Human-Robot interaction. 2020. Вып. 9, № 1. С. 1–36. URL: https://www.researchgate.net/publication/337913193_A_Survey_of_RobotAssisted_Language_Learning_RALL
22. Lavrinenko I.Y. Using GPT chatbots in teaching English at a non-linguistic university: theoretical aspect. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. 2023; 12 (2): 18–25. URL: https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-18-25 EDN: https://elibrary.ru/UIAZUW
23. Chatbot of St. Petersburg State University will answer questions about admission to the University. URL: https://abiturient.spbu.ru/news/chat-bot-spbgu-otvetit-na-nbsp-voprosyo-nbsp-postuplenii-v-nbsp-universitet/