Представлены теоретические позиции разработки методики развития интенциональности учителя в процессе повышения квалификации. Обоснована актуальность исследования педагогической интенциональности как важной составляющей профессионализма современного учителя, описаны семь теоретических подходов к проектированию методики. Деятельностный подход раскрывает значимость компетентностных моделей для педагоги- ческого целеполагания и необходимость процессов образного моделирования. Личностный подход обусловливает проектирование методики с учетом отношения к обучающимся как самоценным развивающимся субъектам и использования в учебной деятельности методов интерпретации, самопрезентации и рефлексии. Феноменологический подход определяет использование методов интент-анализа и педагогической герменевтики. Компетентностный подход обусловливает ориентацию методики на продуктивность учебной деятельности учителей. Андрагогический подход реализован в проектном характере обучения и модульных технологиях, обеспечивающих наблюдаемость индивидуальной траектории. Средовой подход обосновывает использование цифровых технологий в процессе повышения квалификации. Сетевой подход аргументирует значимость использования веб-приложений для совместной учебно-педагогической деятельности в условиях реализации программ повышения квалификации учителей.
учитель, интенциональность, направленность, повышение квалификации, развитие, методы
1. Дудко В.В., Чернявская В.С. Педагогическая интенциональность в профессиональной деятельности учителя // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. С. 58–62. EDN: https://elibrary.ru/PUHDKT
2. Чернявская В.С., Екинцев В.И. Свириденко Е.И. Педагогическая интенциональность как компонент направленности современного учителя: теория и метод // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2023. № 9. С. 147–162. DOI: https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11088; EDN: https://elibrary.ru/LZHQOP
3. Dudko V., Chernyavskaya V. Instruments of Corpus Linguistics in the Terminological Exercise “Intentional Learning” // 3rd Russian-Pacific Conference on Computer Technology and Applications (RPC). 2018. С. 1–6. DOI: https://doi.org/10.1109/RPC.2018.8482135; EDN: https://elibrary.ru/TAYUMF
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Москва: Смысл, 2000. 511 с.
5. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. Санкт-Петербург: Наука, 2001. 320 с.
6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Москва: Изд. корпорация «Логос», 1996. 320 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Изд. корпорация «Логос», 2000. 384 с.
8. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. Москва, 1995.
9. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и субъектный мир учителя // Человек и образование. 2012. № 1. С. 4–8.
10. Леонтьев А.H. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 304 с. EDN: https://elibrary.ru/ZJUELZ
11. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.
12. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. Таганрог: НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009. 280 с.
13. Разеев Д.Н. Переживание, фантазия, интенциональность: взаимосвязь понятий в феноменологии Гуссерля: Мыслители // Homo philosophans: сб. к 60-летию профессора К.А. Сергеева. 2002. № 12. С. 226–250.
14. Ушакова Т.Н. Речь. Истоки и принципы развития: учеб. пособие. Москва, 2012. EDN: https://elibrary.ru/RAYXMX
15. Ушакова Т.Н., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Интент-анализ политических текстов // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 4. С. 98–109. EDN: https://elibrary.ru/SACOQT
16. Закирова А.Ф. Основы педагогической герменевтики. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2011. 322 с. EDN: https://elibrary.ru/RAOVRP
17. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Москва: Эйдос, 2013. 73 с.
18. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном формате (Компетентностный подход как новая образовательная парадигма) // Проблемы социальноэкономического развития Сибири. 2011. № 4 (6). С. 67–73 EDN: https://elibrary.ru/OXBKPV
19. Zmeev S.I. Adult education and andragogy in the implementation of the concept of continuous education in Russia. Domestic and foreign pedagogy. 2015; 3 (24): 94–101. EDN: https://elibrary.ru/UCLNXP
20. Gromkova M.T. Andragogy: Theory and Practice of Adult Education. Moscow: UNITY; 2005. 496 p.
21. Dudina M.N. Pedagogy, andragogy, acmeology: issues of continuity and interconnection. Education and Science. 2008; (5): 3–11.
22. Difficulties and prospects of digital transformation of education / A.Yu. Uvarov, G. Edmond, I.V. Dvoretskaya [et al.]. Moscow: National Research University Higher School of Economics; 2019. 344 p.
23. Weindorf-Sysoeva M.E. Modern approaches to organizing advanced training of a modern teacher. Problems of modern pedagogical education. 2017; (57-3).
24. Dudko V.V., Potapova V.Yu. Organizational and pedagogical conditions for advanced training of teachers of Primorsky Krai in the field of ICT. Interactive science. 2016; (8): 36–38. DOI: https://doi.org/10.21661/r-113520; EDN: https://elibrary.ru/WWWLUH
25. Basov N.V. Knowledge creation in social interaction. Sociological journal. 2012; (1): 67–90.
26. Patarakin Y.D., Yarmakhov B.B. Data farming for virtual school laboratories. RUDN Journal of Informatization in Education. 2021; 18 (4): 347–359. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-4-347-359; EDN: https://elibrary.ru/LVLFCJ
27. Patarakin E.D. Pedagogical design of joint network activities of education subjects: Doctor of Sciences. Moscow: City Pedagogical University; 2017. 319 p.
28. Patarakin E.D., Shilova O.N. Development of pedagogical design for joint network activities of education subjects. Man and education. 2015; 2 (43).