Технология реализации воспитательного потенциала межпоколенческого взаимодействия в образовательном пространстве вуза
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предметом исследования выступает внесемейное межпоколенческое взаимодействие между студенческой молодежью и представителями старшего поколения («третьего возраста»). Цель – теоретическое осмысление межпоколенческих отношений и практическая разработка, апробация и рефлексия различных моделей такого взаимодействия для снижения социальной напряженности и преодоления поколенческого разрыва. В основе методологии лежит теоретический анализ научных источников по проблеме поколенческих отношений, а также описание и рефлексия трехлетнего эмпирического опыта. Эмпирическая часть включала организацию совместной деятельности 150 пенсионеров и 40 студентов г. Хабаровска в партнерстве с некоммерческими организациями. Основными методами стали моделирование, наблюдение, опросы и беседы для сбора обратной связи. На основе теоретического анализа выявлены ключевые барьеры межпоколенческого взаимодействия (ценностные, мировоззренческие и цифровой разрывы). Апробированы и описаны две эффективные модели взаимодействия: 1) «взаимообучение» (двунаправленные занятия: студенты преподают старшим искусство, языки, физкультуру, а старшие учат студентов ремеслам); 2) «сотворчество» (совместные форматы: межпоколенческий лагерь, киноклуб, кейс-лаборатория). Эмпирически подтвержден позитивный эффект от взаимодействия, выражающийся в разрушении взаимных стереотипов, формировании уважения и выявлении ценностного согласия между поколениями. Результаты исследования могут быть применены в деятельности высших учебных заведений для реализации модуля «Обучение служением» и развития профессиональных и soft skills студентов. Новизна исследования заключается в комплексном подходе, сочетающем теоретический анализ с практической разработкой и апробацией конкретных моделей внесемейного межпоколенческого взаимодействия в российском контексте. Особую новизну представляет фокус на взаимную пользу для обеих сторон и интеграция этого взаимодействия в образовательный процесс вузов через проектную деятельность. Проведенное исследование доказывает, что целенаправленно организованное внесемейное межпоколенческое взаимодействие является эффективным инструментом преодоления поколенческих разрывов, формирования культуры диалога и взаимного уважения. Оно обладает значительным педагогическим потенциалом для профессионального и личностного развития студенческой молодежи. Для устойчивости таких практик необходима их институализация через разработку совместных программ вузов и НКО и поиск ресурсной поддержки.

Ключевые слова:
демографическое старение, конфликт поколений, межпоколенческий разрыв, межпоколенческое взаимодействие, внесемейное взаимодействие, диалог поколений, культура понимания, разрушение стереотипов.
Список литературы

1. Асмолов А.Г. Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 100–106.

2. Доброхлеб В.Г. Демографическое старение в России и новая социальная реальность // Народонаселение. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/-article/n/demograficheskoe-starenie-v-rossii-i-novaya-sotsialnaya-realnost (дата обращения: 18.07.2025).

3. Колесов А.А., Калачикова О.Н. Демографическое старение: предпосылки и прогноз // Вопросы территориального развития. 2023. Т. 11, № 1. С. 1–18.

4. Маннгейм К. Проблема поколений // Новое обозрение. 1998. № 2 (30). С. 7–47.

5. Грамота.ру. URL: https://gramota.ru/ (дата обращения: 16.07.2025).

6. Орфографический словарь Лопатина. URL: https://gufo.me/dict/orthography_lopatin/ (дата обращения: 16.07.2025).

7. Сайт Новосибирского государственного технического университета. URL: https://www.nstu.ru/info_resources/russanswers?page_num=47 (дата обращения: 16.07.2025).

8. Рогозин Д.М. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте // Социологический журнал. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liberalizatsiya-stareniya-ili-trud-znaniya-i-zdorovie-v-starshem-vozraste (дата обращения: 20.07.2025).

9. Максимова О. Старость или «третий возраст»? Дискурсы субъективного восприятия индивидами собственных возрастных изменений // Laboratorium. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/starost-ili-tretiy-vozrast-diskursy-subektivnogo-vospriyatiya-individami-sobstvennyh-vozrastnyh-izmeneniy (дата обращения: 19.07.2025).

10. Юшкова Л.А. Межпоколенческий конфликт современного российского общества глазами студенческой молодежи // Развитие человека в современном мире. 2023. № 2. С. 47–61.

11. Иванова Е.И. Социально-демографические поколения современной России: воспроизводство и взаимодействие: автореф. дис. … д-ра социол. наук. Москва, 2013. 23 с.

12. Стародубровская И.В. Межпоколенческие отношения и социальные трансформации на примере Северного Кавказа // Социология власти. 2019. № 31 (1). С. 92–113.

13. Варламова Ю.А. Межпоколенческий цифровой разрыв в России // Мир России. 2022. Т. 31, № 2. С. 51–74.

14. Баскакова М.Е., Соболева И.В. Новые грани функциональной неграмотности в условиях цифровой экономики // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 244–263.

15. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Проблема межпоколенных отношений в современном обществе и семье // Вестник НовГУ. 2015. № 5 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ezhpokolennyh-otnosheniy-v-sovremennom-obschestve-i-semie (дата обращения: 18.07.2025).

16. Запесоцкий А.С. Отцы и дети: конфликт поколений. Социализация. Молодежная субкультура. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006.

17. Постникова, М.И. Межпоколенные отношения в контексте социокультурных изменений в современной России // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2011. № 81. С. 265–276.

18. Шурбе В.З. Межпоколенные взаимодействия: конфликт или новая фигурация? // Идеи и идеалы. 2013. № 1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpokolennye-vzaimodeystviya-konflikt-ili-novaya-figuratsiya (дата обращения: 18.07.2025).

19. Новикова В.С. Теоретико-методологические подходы к исследованию поколений: сравнительный анализ // Вестник Майкопского гос. технолог. ун-та. 2024. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-podhody-k-issledovaniyu-pokoleniy-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 18.07.2025).

20. Волков Ю.Г. Межпоколенческое взаимодействие в российском обществе: поиск языка согласия и взаимопонимания // Гуманитарий Юга России. 2018. № 3. С. 30–42.

21. Тращенкова С.А. Педагогические стратегии развития межпоколенных взаимоотношений в детско-взрослых семейных сообществах: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2019. 44 с.

22. Фахрадова Л.Н., Смолева Е.О., Разварина И.Н. Межпоколенные отношения в современной российской семье // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: https://human.snauka.ru/2016/08/15998 (дата обращения: 14.07.2025).

23. Бурмыкина О.Н. Тенденции изменений межпоколенных семейных отношений // Петербургская социология сегодня. 2019. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/-article/n/tendentsii-izmeneniy-mezhpokolennyh-semeynyh-otnosheniy (дата обращения: 20.07.2025).

24. Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Межпоколенные отношения как фактор психологического благополучия студентов: опосредующая роль временнóй перспективы // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Психология. 2022. Т. 12, вып. 4. С. 472–486.

25. Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Несемейные межпоколенные отношения: проблемы и перспективы // Психологическая газета. 11.02.2025.

26. Дудина С.Ю. Воспитательные потенциалы межпоколенного взаимодействия в расширенных семьях // Вестник Костромского гос. ун-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-potentsialy-mezhpokolennogo-vzaimodeystviya-v-rasshirennyh-semyah (дата обращения: 18.07.2025).

27. Канавцев М.В., Попова А.Л. Международный опыт решения социально-демографических проблем старения населения и разрыва межпоколенных связей // Известия СПбГАУ. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-resheniya-sotsialno-demograficheskih-problem-stareniya-naseleniyai-razryva-mezhpokolennyh-svyazey (дата обращения: 20.07.2025).

28. Кукушкина А.Г. Развитие межпоколенных отношений в территориальном сообществе: зарубежный опыт // Вестник НовГУ. 2015. № 5 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mezhpokolennyh-otnosheniy-v-territorialnom-soobschestve-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 20.07.2025).

29. Альянc «Серебряный возраст»: [сайт]. URL: https://silveragemap.ru/poisk-proekta/

30. Ярычев Н.У. Межпоколенческое взаимодействие как социальный процесс // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 884–890.

31. Иванова Е.И. Социально-демографические поколения современной России: воспроизводство и взаимодействие: автореф. дис. … д-ра социол. наук. Москва, 2012. 39 с.

32. Ценностно-ментальные типы личности и аномия / К.Г. Эрдынеева, В.Ц. Цыренов, Н.Н. Попова, Е.Ю. Полковникова // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. № 4-5. С. 35–46.

33. Асмолов А.Г. Школа – это место договора между поколениями. Если мы не сможем договориться, то распадется связь времен: Интервью // Вести образования. 23.02.2023. URL: https://asmolovpsy.ru/2023/03/23/shkola-eto-mesto-dogovora-mezhdu-pokoleniyami-esli-my-ne-smozhem-dogovoritsya-to-raspadetsya-svyaz-vremen /

34. Москвина Н.Б., Машовец С.П. Образовательный модуль «Обучение служением» как инструмент социального партнерства // Антропологическая дидактика и воспитание. 2024. Т. 7, № 4. С. 11–20.

Войти или Создать
* Забыли пароль?